Формы проявления экономических циклов в Республике Беларусь: причины, механизмы, последствия

В современных условиях проблемы экономического развития Беларуси во многом обусловлены историческими традициями. Медленный и противоречивый переход к новой системе экономических отношений объясняется существующими ранее абсолютным монополизмом государственной собственности, жестким централизованным управлением экономики, государственным финансированием социальной сферы и менталитетом общества.

Именно традиции и сложившаяся общественная психология способствовали тому, что при выборе путей стимулирования экономического роста в условиях переходной экономики приоритетным оказался подход, обеспечивающий экономический рост путем целенаправленного увеличения денежной массы на предоставление целевых кредитов и субсидий в те сектора экономики, где они якобы не должны способствовать развитию инфляции. Правительство пыталось через стимулирование эффективного спроса активизировать деловую активность во всей экономике. Оно считало, что вложение инвестиций в расширение производства так называемых общественных товаров - жилья, объектов социальной сферы активизирует деловую активность вначале в этих отраслях, а затем во взаимосвязанных отраслях и сферах производства. В теоретическом плане это не новый подход. Как известно он взят из кейнсианских рецептов государственного регулирования экономического цикла. Вместе с тем не было учтено, что ситуация в РБ принципиально отличается от экономической ситуации в Западных странах. Наша экономика находится не в циклическом, а в системном кризисе. Еще до сих пор не решена основная задача переходного периода - создание эффективно работающего механизма на микро- и макро уровнях экономики. Пока большинство предприятий функционирует в рамках государственной формы собственности. Что касается перепроизводства отдельных видов продукции, его избытка, то в наших условиях он также имеет свою специфику. Этот "избыток" во многом вызван низким платежеспособным спросом населения, неконкурентноспособностью продукции по качеству, высокими ценами. С учетом наших особенностей стимулирования эффективного спроса государством через строительство жилья может дать кратковременный всплеск в экономическом росте. Для долговременного экономического оживления и роста оснований нет. В 1997 году произошло улучшение в инвестиционной сфере. Прирост инвестиций почти на 20 % обеспечивался в основном государственной поддержкой в виде долгосрочных льготных банковских кредитов и средств населения, направляемых в жилищно-строительную кооперацию и индивидуальное жилищное строительство. Но при этом в том же 1997 году денежная масса в обороте возросла в 2 раза, рост цен превысил 60% при запланированном 25%. Между тем, исследования показали, что между экономическим ростом и темпами инфляции превышающими 25% в год существует сильная отрицательная зависимость. Более высокий рост цен угнетающе действует на жизненный уровень населения, объемы сбережений и инвестиции. Следовательно, в условиях РБ выделение денег на увеличение производства общественных товаров оказывается инфляционной мерой. Так как финансирование не подкрепляется ростом обеспеченного платежеспособным спросом предложения других товаров. В то же время деньги быстро поступают в хозяйственный оборот. Диспропорция между денежной и товарной массой растет, инфляция усиливается. Так, с 1995 по 1998 годы включительно реальное производство товаров и услуг возросло в РБ на 20%, а денежная масса - в 7,5 раза. На этой основе инфляционный рост цен в эти годы составил свыше 60% в год. В последнее время эти показатели еще более ухудшились. Только за 7 месяцев 1999г. денежная эмиссия составила 35,3 трлн. рублей, цены возросли на 197%.

Инфляционный рост цен негативно сказывается на реализации мер правительства по стабилизации экономики и жизненного уровня населения, созданию условий для экономического роста. В условиях инфляции затухает деловая активность субъектов хозяйствования, объемы инвестиций сокращаются. Между тем проблема инвестиций одна из самых острых. Падение объемов капитальных вложений в экономику привело к физическому и моральному старению основных производственных фондов. Их износ в настоящее время превышает 60%. Для решения указанной проблемы необходимо приступить к ежегодному обновлению около 200 тысяч рабочих мест. При стоимости одного рабочего места, соответствующего современному технологическому уровню, ориентировочно в 30 тыс. долл., на цели технического перевооружения потребуется около 6 млрд. долл. в год. Эти затраты и составят ту цену, которую придется заплатить за преодоление экономического спада и вывод общественного производства на путь возрождения и развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы ...

Определение типа региона (Ямало-Ненецкий АО)
Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. кв. км., что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Территория автономного округа расп ...

Национальная экономика цели и результаты развития
Актуальность данной темы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества. От успешного развития национальной экономики страны напрямую зависит рост благосостояния населения. На основе изучения тенденций развития национальной экономики ...

Оперативно-производственное планирование на предприятии
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕРА ПАРТИИ ДЕТАЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru