Предприятия (фирмы) и экономические условия их деятельности. Понятие рационального производителя

Основным функциональным звеном рыночной экономики является фирма - организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли. Фирма может быть именной, т.е. иметь определенное название («Форд», «Филипс», «Сони» и т.д.), или предметной (в зависимости от продукта, который производится) - нефтяная, сталелитейная и т.д. Совокупность фирм, производящих однородную, однотипную продукцию, называется отраслью.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность предприятий и фирм приобретает характер предпринимательской деятельности или бизнеса. Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность, связанная с ответственностью за принимаемые решения и риском, направленная на поиск и практическую реализацию вариантов наиболее эффективного использования производственных ресурсов с целью получения максимальной прибыли.

Предпринимательская деятельность связана с выполнением трех основных функций:

· факторной, состоящей в мобилизации денежных ресурсов, средств производства, рабочей силы и других производственных факторов, необходимых для ее осуществления;

· организаторской, состоящей в соединении и комбинировании факторов производства для достижения поставленной цели;

· творческой, связанной с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском, роль которых в условиях научно-технического прогресса и усиления конкуренции возрастает.

Основными социально-экономическими формами организации предпринимательской деятельности являются: единоличное владение, основанное на собственности одного лица или его семьи; партнерство, базирующееся на собственности нескольких человек или семей; корпорация (акционерное общество), представляющее собой объединение собственности нескольких хозяйствующих субъектов.

Данные формы имеют как преимущества, так и недостатки (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Преимущества и недостатки основных форм предпринимательской деятельности

Форма предпринимательской деятельности

Преимущества

Недостатки

Единоличное владение

легко учредить, значительная свобода действий, существенные стимулы эффективной деятельности

ограниченность финансовых средств, трудности совмещения функций контроля и управления, полная финансовая ответственность

Партнерство

легко учредить, более высокая, чем при единоличном владении, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности

возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, несогласованности действий, риск распада фирмы при выходе одного из владельцев, неограниченная финансовая ответственность

Корпорация

широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответственность, преимущества объединения капиталов

организационные и финансовые сложности учреждения, расхождение в функциях контроля и присвоения

С переходом к экономике рыночного типа в Республике Беларусь усиливается роль малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что малые и средние предприятия оперативно приспосабливаются к рыночным условиям, быстро реагируют на изменение спроса и обновляют ассортимент продукции, используют научно-технические новинки, обеспечивают рабочие места для значительной части населения и способствуют наиболее полному удовлетворению его потребностей. Эти предприятия укрепляют рыночную среду, вовлекают средства населения в хозяйственный оборот, снижают социальную напряженность. Учитывая их огромное значение для становления рыночных отношений, в Республике Беларусь разработана и осуществляется специальная Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие материалы ...

Особенности управления затратами промышленных предприятий
О предприятии Волжский абразивный завод занимает одно из ведущих мест по производству шлифматериалов и абразивного инструмента. Это крупнейшее предприятие отрасли по производству куска карбида кремния черного, зеленого и электротехнического, выпуску шл ...

Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России
Изучение тематики, затрагивающей проблемы повышения конкурентоспособности экономики страны, обусловлено чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими ...

Направления снижения себестоимости продукции
Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выра ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru