Энергосберегающая деятельность на предприятии, сущность, необходимость и организация

Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.

Основными целями государственного регулирования являются:

защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;

ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;

защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;

проведение энергосберегающей политики;

защита окружающей среды.

Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:

регулирование отношений собственности;

регулирование цен и тарифов;

проведение налоговой и кредитной политики.

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики [21, с. 87].

Одно из направлений оптимизации структуры управления - реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено получением республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз» [15, с. 12].

В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:

) Создание единой по вертикали системы управления энергосбережением, в том числе:

на государственном уровне - создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

на региональном уровне - создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

на муниципальном уровне - продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

на уровне хозяйствующих субъектов - выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

) Регулирование цен на топливо и энергию как инструмент стратегии государства в области энергосбережения.

) Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Организация оплаты труда на предприятии (на примере ООО Транслайн)
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли[1]. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своев ...

Оплата труда работников организации анализ и пути повышения эффективности (на материалах КУП Горэлектротранспорт)
Одним из основных направлений повышения эффективности использования персонала организации является совершенствование системы экономического стимулирования, важнейшим фактором проявления которой служит оплата труда работников организации и их социальная защищенност ...

Особенности организации многопредметной непрерывно-поточной линии
Промышленное производство характеризуется значительным разнообразием форм организации потоков, в которых реализованы основные условия поточной организации производства. Решающее влияние на формы организации потоков оказывают специализация предприятия, его мощн ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru