Энергосберегающая деятельность на предприятии, сущность, необходимость и организация

Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.

Основными целями государственного регулирования являются:

защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;

ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;

защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;

проведение энергосберегающей политики;

защита окружающей среды.

Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:

регулирование отношений собственности;

регулирование цен и тарифов;

проведение налоговой и кредитной политики.

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики [21, с. 87].

Одно из направлений оптимизации структуры управления - реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено получением республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз» [15, с. 12].

В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:

) Создание единой по вертикали системы управления энергосбережением, в том числе:

на государственном уровне - создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

на региональном уровне - создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

на муниципальном уровне - продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

на уровне хозяйствующих субъектов - выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

) Регулирование цен на топливо и энергию как инструмент стратегии государства в области энергосбережения.

) Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Особенности товарного производства и денег в обществе
Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя ф ...

Организационно-экономические механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области
Современное сельскохозяйственное предприятие - это сложный хозяйственный механизм, со множеством внешних и внутренних связей, использующий разные ресурсы, в том числе такое уникальное средство производства, как земля. Уровнем организации взаимодействия всех состав ...

Организация внешнеэкономической деятельности СП ООО Санта Бремор
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу устано ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru