Энергосберегающая деятельность на предприятии, сущность, необходимость и организация
Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.
Основными целями государственного регулирования являются:
защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;
ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;
защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;
проведение энергосберегающей политики;
защита окружающей среды.
Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:
регулирование отношений собственности;
регулирование цен и тарифов;
проведение налоговой и кредитной политики.
Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.
До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики [21, с. 87].
Одно из направлений оптимизации структуры управления - реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено получением республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.
Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз» [15, с. 12].
В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.
Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:
) Создание единой по вертикали системы управления энергосбережением, в том числе:
на государственном уровне - создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;
на региональном уровне - создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;
на муниципальном уровне - продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;
на уровне хозяйствующих субъектов - выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.
) Регулирование цен на топливо и энергию как инструмент стратегии государства в области энергосбережения.
) Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.
Другие материалы ...
Организация оплаты труда работников предприятия
В
процессе перехода к рыночным отношениям в результате формирования
многоуровневой экономики принципиально меняется экономическая природа и
сущность заработной платы. Согласно экономических законов в рыночных условиях
заработная плата из доли работника в националь ...
Неценовая конкуренция в рыночной экономике
Значение стратегического поведения, позволяющего
фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло
в последние десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции,
быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вни ...
ОАО Московская кондитерская фабрика Красный октябрь
Товароведно-технологическая
практика составляет важнейшую часть учебного плана подготовки
высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях и в
организациях различных отраслей народного хозяйства, связанных с производством
и реализацией пищевых про ...