Энергосберегающая деятельность на предприятии, сущность, необходимость и организация

Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.

Основными целями государственного регулирования являются:

защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;

ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;

защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;

проведение энергосберегающей политики;

защита окружающей среды.

Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:

регулирование отношений собственности;

регулирование цен и тарифов;

проведение налоговой и кредитной политики.

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики [21, с. 87].

Одно из направлений оптимизации структуры управления - реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих органов и взаимоотношений между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено получением республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз» [15, с. 12].

В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:

) Создание единой по вертикали системы управления энергосбережением, в том числе:

на государственном уровне - создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

на региональном уровне - создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

на муниципальном уровне - продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

на уровне хозяйствующих субъектов - выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

) Регулирование цен на топливо и энергию как инструмент стратегии государства в области энергосбережения.

) Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства. Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской ...

Организационные типы построения производственной структуры предприятия
Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Во ...

Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России
Изучение тематики, затрагивающей проблемы повышения конкурентоспособности экономики страны, обусловлено чрезвычайной актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности, как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru