Методы оценки эффективности инвестиционного проекта, основанные на применении концепции дисконтирования

1. Метод чистой приведенной стоимости. Чистая приведенная стоимость (NPV) - это разница между суммой денежных поступлений (денежных потоков, притоков), порождаемых реализацией инвестиционного проекта и дисконтированных к текущей их стоимости, и суммой дисконтированных текущих стоимостей всех затрат (денежных потоков, оттоков), необходимых для реализации этого проекта [7, с. 536].

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью ставки r, устанавливаемой аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Для определения различных показателей эффективности в качестве дисконтной ставки (r) можно выбрать [19, с. 151]:

- среднюю депозитную или кредитную ставку (по рублевым или валютным кредитам) сложившегося на российском или региональном рынке ссудного капитала;

- индивидуальную норму прибыльности (доходности), которая требуется инвестору с учетом темпа инфляции, уровня риска и ликвидности инвестиций;

- норму доходности по государственным ценным бумагам (облигациям федеральных и субфедеральных займов);

- норму доходности по текущей (операционной) деятельности;

- альтернативную норму доходности по другим аналогичным проектам.

Например, делается прогноз, что инвестиция (IС) будет генерировать в течение n лет годовые доходы в размере P1, Р2, …, Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам [14, с. 634]:

(1)

(2)

Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0 то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Имея в виду упомянутую выше основную целевую установку, на достижение которой направлена деятельность любой компании, можно дать экономическую интерпретацию трактовке критерия NPV с позиции ее владельцев, которая, по сути, и определяет логику критерия NPV [15, с. 421]:

- если NPV < 0, то в случае принятия проекта ценность компании уменьшится, т.е. владельцы компании понесут убыток;

- если NPV = 0, то в случае принятия проекта ценность компании не изменится, т.е. благосостояние ее владельцев останется на прежнем уровне;

- если NPV > 0, то в случае принятия проекта ценность компании, а следовательно, и благосостояние ее владельцев увеличатся.

Следует особо прокомментировать ситуацию, когда NPV=0. B этом случае, действительно, благосостояние владельцев компании не меняется, однако, как уже отмечалось выше, инвестиционные проекты нередко принимаются управленческим персоналом самостоятельно, при этом менеджеры могут руководствоваться и своими предпочтениями [28, с. 251]. Проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу - в случае реализации проекта объемы производства возрастут, т.е. компания увеличится в масштабах. Поскольку нередко увеличение размеров компании рассматривается как положительная тенденция (например, с позиции менеджеров аргументация такова: в крупной компании более престижно работать, кроме того, и жалование нередко выше), проект все же принимается.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
инфляция экономика денежный рынок Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности с ...

Обоснование экономической эффективности производства безобжиговых железоуглеродистых композиций
В результате реализации проекта будет создан цех по изготовлению безобжиговых железоуглеродистых композиций. Одним из перспективных и приоритетных направлений в современной черной металлургии является получение металлизованных продуктов непосредственно из исходн ...

Неценовая конкуренция в рыночной экономике
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вни ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru